Русская Православная церковь.
Московский патриархат.
Тихвинская епархия.

Боровая улица





Отходя под острым углом от Разъезжей улицы в Куйбышевском (ныне Центральном) районе, эта улица пересекает Обводный канал и оканчивается у полотна Витебской ветки Октябрьской железной дороги во Фрунзенском районе. Длина улицы 1763 метра. Ее пересекают улицы Марата и Константина Заслонова. Влево, по четной стороне, от нее отходят Волоколамский переулок, улицы Печатника Григорьева, Тюшина, а за Обводным каналом - Курская, Прилукская и Расстанная. Влево ответвляется только одна Социалистическая улица. 
 

История Боровой улицы насчитывает более двух веков. В то время, когда на берегах Невы возводилась новая столица Российской империи, там, где сейчас проходит Боровая улица, еще шумел сосновый бор. Петербургская знать устраивала иногда в нем охоту на волков, медведей, лисиц. В начале 1730-х годов, когда “Комиссия о С.-Петербургском строении” запретила мастеровым и мелким разночинным людям селиться в центре города, район за Фонтанкой стал застраиваться. Еще в 1714-1716 годах здесь на Новгородской дороге (ныне Лиговский проспект) возникла Московско-Ямская слобода. В 1736 году к ней от Фонтанки была проложена широкая дорога, от которой в разные стороны ответвлялись “разъезды”. Потому и саму дорогу стали называть Разъезжей.


Одним из таких разъездов была будущая Боровая улица. К 1762 году она была застроена только до Глазовской улицы (ныне ул. Константина Заслонова), к 1777 году протянулась почти до современных размеров. Вначале участок ее от Разъезжей до Глазовской улиц назывался Боровой улицей, а дальше - Песчаной, а с 1828 года уже всю улицу стали именовать Боровой.


Застраивалась улица неравномерно. Если до Обводного канала уже к 1830-м годам она была полностью заселена, то за каналом, через который перекинули деревянный пешеходный мост, оставались неосвоенные участки, лесные массивы и вырубки. Долгое время нетронутыми оставались так называемый Расстанный лес и большой участок возле Обводного канала. Даже на планах 1890-х годов неосвоенные участки занимали здесь значительную часть улицы.


Первыми поселенцами на Боровой улице были преимущественно работные люди - плотники, столяры, кузнецы, портные, сапожники, а также крестьяне и мелкие служащие. Они строили небольшие деревянные дома, рядом с которыми вырастали разные службы, сараи, склады. Возле домов разбивались огороды и сады. Участки огораживались заборами. Все это с годами ветшало, разваливалось, придавая улице крайне неприглядный вид. Городская управа не раз выносила решения о разборе обветшалых построек.


Развитие капитализма в России отразилось и на Боровой улице. Постепенно начал меняться ее облик. В городскую управу стали поступать прошения разрешить постройку многоэтажных доходных каменных домов вместо существующих небольших строений. Соответственно менялся и социальный состав домохозяев на этой улице. На смену мелким ремесленным людям приходили более состоятельные, богатые. Если посмотреть адресную книгу “Весь Петербург” за 1896 год, то видно, что владельцами домов здесь были, главным образом, купцы, чиновники, различные предприниматели, владельцы магазинов, питейный домов, лабазов и т.д.


В 1790-х годах на небольшом треугольном участке, ограниченном Боровой, Разъезжей и Грязной (ныне ул. Марата) улицами был открыт Ямской рынок, получивший свое название от соседней Ямской слободы. Здесь было около сорока небольших лавок, торгующих мясом, рыбой, солью, мукой и другими продуктами. Крайне неудобное размещение лавок, грязь, антисанитария вынудили городскую управу принять решение о строительстве на этом месте нового рыночного здания. Разработка его проекта была поручена архитектору В.П.Стасову. Строительные работы, которыми руководил сам архитектор, были завершены в течение двух лет - с 1818-го по 1820-й год. В новом рыночном здании, подведенном под одну крышу, разместилось 28 торговых помещений, девять из них - по Боровой улице. Ямской рынок нередко назывался “Мясным”, потому что в большинстве его помещений шла бойкая торговля мясом.


По другую сторону улицы, напротив рынка, находился большой участок, принадлежавший купцу Сидорову. На той части, которая примыкала к Грязной улице (ныне участок дома № 5), он построил два одноэтажных каменных дома, разбил небольшой огород и сад. Другую, большую часть участка, купец передал во владение монастырю, который построил здесь в 1864 году подворье и часовню святому Александру Свирскому. Подворье просуществовало до начала 1900-х годов. Затем на его месте выстроили два новых здания - трехэтажный дом № 1 и четырехэтажный дом № 3, сохранившиеся до наших дней.
В 1896 году Сидоров продал свой участок с двумя домами князю Абамелек-Лазареву и графине Алсуфьевой, которые построили на нем (стоящий и ныне) пятиэтажный дом с дворовым флигелем. В 1911 году здесь была открыта небольшая фабрика, выпускавшая изделия из бумаги, карнизы, багеты, рамки.


В 1874 году инженер путей сообщения статский советник К.Н.Беспалов на своем участке вместо небольшого деревянного дома построил трехэтажное каменное здание, а в 1898 году надстроил его еще одним этажом (ныне дом № 6).


Участок дома № 9 в 1850-х годах принадлежал крестьянину Силину, имевшему здесь небольшой одноэтажный домик. Затем этот участок приобрел крестьянин Калужской губернии Юркин - предприимчивый энергичный делец, позже перешедший в купеческое сословие, вступивший в гильдию. Он в 1875 году построил здесь трехэтажный каменный дом, а в начале 1900-х годов надстроил его еще двумя этажами.


С развитием капитализма стали появляться на Боровой улице и промышленные предприятия. Так в 1844 году было основано Товарищество Новой бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры, которая разместилась на углу Обводного канала и Боровой улицы. Главное здание было построено вдоль канала, а подсобные помещения заняли на Боровой улице участки от № 43 до № 51 (по современной нумерации). До этого здесь размещалась небольшая фабрика по изготовлению обоев, принадлежавшая барону фон Вульфу.


Широкий отклик в Петербурге получили забастовки ткачей Новой бумагопрядильни в 1878 и 1879 годах. Руководителем первой стачки был рабочий-революционер П.А.Моисеенко. За организацию стачечной борьбы его арестовали и выслали по этапу.


Крупным предпринимателем был купец первой гильдии Жуков - председатель и член правления многих акционерных обществ. На Боровой улице он владел участками №№ 80, 82, 84, 86/2. Кроме того, ему принадлежало много участков на Лиговской и Воронежской улицах и в Апраксином переулке. Жуковы построил на Боровой улице заводы - маслобойный и по производству мыла. Здесь же стоял и его трехэтажный каменный дом. Все это он обнес высоким забором. У входа устроил портик, над ним цифра “1886” - год основания предприятия. До революции заводы Жукова были крупными поставщиками на рынок растительного масла и мыла.


Появились здесь и другие предприятия - табачная фабрика “Колобов” (д. № 34/24), фабрика парусиновых изделий (д. № 72), строительный слесарно-кузнечный завод (д. №No 31), основанный еще в 1857 году. Это были небольшие производства, где число рабочих не превышало 100-150 человек. Имелось на улице также несколько кузниц (дома No 16, 23, 27), во дворе дома No 23 были дровяные склады.


Купец Дурнякин на участке No 88 построил в 1890-х годах большие ледники с холодильными машинами, которые приносили ему значительные доходы. В 1903 году он возвел здесь стоящий доныне пятиэтажный дом. В конце улицы большой участок принадлежал Обществу Царскосельской железной дороги. На нем были построены мастерские: слева - железнодорожные, справа - локомобильная и экипажная. В стороне от них, ближе к насыпи, стояла железнодорожная будка.


Богата была Боровая улица разными трактирами, пивными. К услугам более имущих имелся ресторан “Зимний сад” (дом № 32). В доме № 41 в предреволюционные годы находилась гостиница “Россия”. Это тоже для имущих. А для бездомных бедняков на углу Расстанной улицы была открыта ночлежка.


При Покровской церкви (д. № 52), строительство которой началось в 1889 году под руководством архитектора Н.Н.Никонова, было организовано Общество трезвости, работала приходская школа. Церковный хор славился исполнительским мастерством.


В 1890-х годах в Петербурге было организовано благотворительное общество попечения о бедных и больных детях. Оно открыло на Боровой улице в доме № 14 небольшую амбулаторию для детей бедняков, а в доме № 42 ясли на 40 детей в возрасте от 6 недель до 7 лет. На содержание каждого ребенка общество отпускало всего лишь 31 копейку в сутки, включая расходы на ремонт и обзаведение яслей.


Рост числа жителей в этом районе вызвал необходимость создания учебных заведений. Так, в домах 9, 26 и 100 были открыты начальные трехклассные училища для мальчиков, в домах 20, 42, 58 и 100 такие же училища для девочек. В доме № 40 в первом этаже размещалась ремесленная мастерская для девочек, популярная среди трудового люда. Здесь обучали вязанию, шитью, кулинарии. В 1902 году в доме № 32 открылась драматическая школа А.А.Бренко, а при ней театр, где еженедельно устраивались публичные спектакли.


В начале 1900-х годов в Петербурге появились кинематографы. Два из них открылись на Боровой улице - “Синяя птица” на 340 мест (д. № 4) и “Казино” на 70 мест (д. № 11/13). Позднее кинематограф “Казино” был расширен до 130 мест, в нем устроили фойе, деревянную эстраду, с которой выступали музыканты и певцы.


В доме № 14 помещалось общество “Наука и знание”, которым руководило большевистское правление во главе с Г.Л.Шидловским (один из авторов изданной в 1932 году книги “Ленин в Петербурге”). В доме № 18 в квартире № 35 размещался комитет по организации социал-демократических клубов. Один из таких клубов работал в доме 14 при обществе “Наука и знание”.


В 1887 году через Обводный канал построили деревянный Боровой мост, связавший две части улицы в единую магистраль. В 1968 году он был реконструирован: его расширили, установили каменные подпоры, металлические перекрытия и решетки.


Перед революцией Боровая улица имела типичный облик малоблагоустроенной окраины города. Несмотря на плотную застройку и большое число дворовых флигелей (особенно в ее начальной части), здесь было много одно- и двухэтажных зданий, а за Обводным каналом, ближе к железной дороге, еще встречались и деревянные дома с огородами, окруженные заборами. Мостовую покрывал булыжник. Тротуары были узкие, местами деревянные, освещение скудное.


В первые годы после Октября 1917 года на улице открылись советские учреждения. Так, в доме № 14 разместилось правление союза строительных рабочих, в доме № 38 - правление союза рабочих автомобильно-экипажных производств, в доме № 88 - правление союза транспортных рабочих. В доме № 59 начал работать Железнодорожный райком РСДРП(б).


В одноэтажном здании на углу с улицей Марата в 1919 году был открыт Новый театр. В своих воспоминаниях управляющий и главный режиссер этого театра артист А.Н.Борисоглебский пишет: “Несмотря на то, что театр находился в небольшом, мало приспособленном для этой цели помещении, он все же вскоре стал очень популярен среди рабочего зрителя. На тесной сценической площадке были поставлены такие фундаментальные пьесы, как “Живой труп”, “Горе от ума”, “На дне”, “Коварство и любовь” и другие”. Этот театр через два года переехал в одно из зданий бывшего Смольного монастыря.


Новая бумагопрядильня после национализации была преобразована в прядильно-ткацкую фабрику. В 1925 году ей присвоили имя Петра Анисимова (партийный псевдоним Петра Анисимовича Моисеенко). За годы советской власти фабрика стала крупным предприятием текстильной промышленности, входила в объединение “Ленхлоппром”. Закрылись заводы Жукова, холодильники купца Дурнякина, мелкие фабрики, каретные, экипажные и многие другие мастерские. Вместо них появились новые предприятия. В доме № 36 некоторое время помещался завод “Электросварка”, в доме № 10 - фабрика обуви № 2 “Союзкожснабсбыта”, в доме № 53 - печатно-переплетный цех фабрики офсетной печати Сельхозиздата. Открылись мастерские, выполняющие заказы населения.


В доме № 32 после революции была организована профтехшкола, где готовились рабочие кадры для предприятий местной промышленности. Бывший ночлежный дом (№ 106) переоборудовали под профтехникум Северо-Западной (ныне Октябрьской) железной дороги, а в 1958 году после реконструкции здесь открылась гостиница “Южная”.


На углу улиц Социалистической и Боровой в начале 1930-х годов были разобраны два небольших дома, принадлежавших ранее богатому банковскому чиновнику Фалееву. В 1936 году на их месте под руководством архитектора Н.Хуторянина построили большое кирпичное здание под фабрику-кухню. Она просуществовала два года, а затем это здание переоборудовали под кондитерскую фабрику, которой присвоили имя Н.К.Крупской. На углу Разъезжей и Боровой открылись противотуберкулезный диспансер и флюорографическая станция.


Следует отметить, что на Боровой улице размещено много организаций, связанных с железнодорожным транспортом. Поликлиника Октябрьской железной дороги (д. № 55) стала одной из крупнейших в стране. Размещается она в двух корпусах, соединенных между собою. Здесь работают около 200 кабинетов, открыт противотуберкулезный диспансер.


Новое большое четырехэтажное здание получил в 1954 году Электротехнический завод Министерства путей сообщения (д. № 116). Почти на целый квартал вытянулось вдоль улицы величественное здание вычислительного центра Октябрьской железной дороги (д. № 57). Построено оно в 1957 году по проекту архитектора В.Кирхоглани. Рядом находится проектно-изыскательский институт “Гипротрнассигналсвязь”. Первоначально этот институт размещался в красивом трехэтажном светлом здании, построенном в 1954 году по проекту архитектора Н.Устинова. Позже для него было сооружено большое пятиэтажное здание, проект которого разработал архитектор В.Кирхоглани. Оба здания объединены под № 53.


В конце улицы в двухэтажном деревянном особняке (д. № 61) размещается вечерняя сменная средняя школа № 12 Октябрьской железной дороги. При ней открыто и заочное отделение. Большой шестиэтажный дом д. № 59 с красивой аркой-воротами также принадлежит Октябрьской железной дороге, здесь живут ее работники. В послереволюционные 1920-е годы в этом доме был открыт железнодорожный кооператив, а в дворовом деревянном флигеле до середины 30-х годов помещался рабочий клуб имени Дзержинского Северо-Западной железной дороги.


В 1974 году было организовано Ленинградское отделение Всесоюзного добровольного общества любителей книги. Разместилось оно на втором этаже двухэтажного флигеля во дворе дома № 19. Оно объединяло свыше 400 тысяч книголюбов. В первом этаже этого флигеля помещалась переплетная мастерская.


Боровая улица продолжает благоустраиваться, год от года становится красивее, современнее. Исчезли во дворах многочисленные деревянные сарайчики и прочие помещения, на их месте оборудовали скверы, детские площадки, уголки отдыха. Открылись новые детские сады и ясли, продовольственные магазины, столовые, кафе, различные ателье и мастерские, почтовые отделения и другие учреждения.

Новости прихода


Расписание Богослужений

Икона дня

23 июня 2015 г. ( 10 июня ст.ст.), вторник.

Седмица 4-я по Пятидесятнице.


Святые дня

Евангельские чтения